Москва

18:09

 
   
     
 

АВТОРИЗАЦИЯ ДЛЯ ДИСКУССИЙ

 

АКТУАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ

С 10 февраля 2013

Инновативное производство

И в России, и в государствах Балтии большинство экспертов уверены, что необходимо сконцентрироваться на высоконаучном, инновативном производстве....

Рабочий язык: русcкий

ГЛАВНАЯ| ПУБЛИКАЦИИ | 18.10.2013 / По следам Нансена и Лида

НОРВЕГИЯ, 18 октября

 

В августе этого года состоялась двухнедельная мемориальная экспедиция, посвященная столетию так называемой «нансеновской сибирской экспедиции». Группа норвежских и российских учёных, бизнесменов и официальных лиц отправилась через Белое море по Северному морскому пути, чтобы отметить столетие путешествия Фритьофа Нансена в Сибирь.

 

Наталия Будур – писатель и переводчик, автор биографий Кнута Гамсуна и Фритьофа Нансена.


Её материалы регулярно публикуются на сайте Посольства; в течение года вы сможете прочитать здесь целый ряд статей Натальи Будур о Норвегии.


Третий рейс «Плавучего университета»


Экспедиция «Арктического плавучего университета» прошла с 6 по 17 августа и была уже третьей по счету. Базой экспедиции стало научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».


В экспедиции приняли участие 50 человек – представителей образовательных и научно-исследовательских учреждений, органов федеральной, региональной и муниципальной власти, бизнес-сообщества, а также средств массовой информации России и Норвегии. В течение 11 дней они проделали длинный путь от Архангельска до Дудинки. По пути было сделано две высадки: на остров Колгуев (с посещением посёлка Бугрино) и на остров Диксон. Маршрут экспедиции пролегал через Баренцево и Печорское моря, затем через Карское море к востоку от Новой Земли к Диксону, самому северному населённому пункту материковой России. Далее экспедиция дошла по Енисею до полуострова Таймыр.

 

 

Целью экспедиции стало изучение арктического пространства, обсуждение тенденций и альтернатив развития геополитики в Арктике, особенностей жизни в современных условиях коренных малочисленных народов Севера, а также возможности организации бизнеса в Северо-Восточной России и Арктике в целом.


«Арктический плавучий университет» — совместный проект Северного (Арктического) федерального университета, Архангельского отделения Русского географического общества, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Нынешняя экспедиция была организована совместно с Арктическим университетом Норвегии (г. Тромсё) и Полярным институтом Норвегии при активной поддержке Норвежского Баренц-секретариата. А перед торжественными проводами экспедиции в Северном (Арктическом) федеральном университете состоялся российско-норвежский семинар «Фритьоф Нансен, Россия и Норвегия:

 

Сотрудничество сквозь века».


Говоря о цели экспедиции, Руне Рафаэльсен, глава Норвежского Баренц-секретарита и один из участников экспедиции, сказал: «Нансен был пионером в выстраивании сотрудничества с Россией “от человека к человеку”. Его идеи вполне соответствуют тому, что сегодня реализуется как Баренцево сотрудничество… Норвежская, российская история, сотрудничество, границы и будущее встречаются здесь, на севере. Благодаря Северному морскому пути Баренцев регион становится отдельным направлением и перевалочным пунктом. Не только для нас, живущих здесь и в Сибири, но и для новых глобальных торговых путей между Азией и Европой».

Надо напомнить, что в июне 2002 года по маршруту деда проехал и Эйгиль Нансен, сын Одда, который был удивлен тем, как в России сохраняется память о великом норвежце. Он в частности, тогда сказал: «Я был приятно удивлен тем, что и в Красноярске, и в Эвенкии хорошо помнят и чтут деда. В музеях есть экспозиции, посвященные Фритьофу Нансену, на зданиях, где он бывал, висят мемориальные таблички».


Нансен был примером для подражания и для современников, и для будущих поколений. И нам стоит помнить его слова: «Разница между тем, что трудно, и тем, что невозможно, в том, что на невозможное уходит больше времени».


Экспедиция 1913 года


В русской научно-популярной (и не только) литературе довольно часто можно встретить утверждение, что в 1913 году Нансен совершил путешествие в Россию, возглавив научную экспедицию. Это не совсем так. Действительно, Нансен совершил в 1913 году путешествие по России, но лишь в качестве гостя – сначала «Сибирского общества», а затем – гостя российского правительства. А организовал это путешествие совершенно другой человек – Юнас Лид, который смог проложить путь через Ледовитый океан в Сибирь через Карское море и далее по великим сибирским рекам Оби и Енисею и начать торговлю с Россией.


Задуманное им предприятие с целью доказать, что возможна доставка грузов через Ледовитый океан, было не только сложно организовать, но и невероятно трудно увлечь им великого путешественника. По словам самого Лида, он прекрасно понимал, что «для того чтобы заинтересовать Нансена, нужно прислать ему официальное приглашение от российского правительства посетить Сибирь, воспользовавшись Карским морским путем».


Он не только восхищается им, но и прекрасно отдает себе отчет в его популярности. И оказывается прав: приглашение российского правительства для Нансена получить оказалось очень легко, ведь именно в нашей стране, по признанию Лида, его имя «открывало многие двери».


Надо признать, что Лид в своих мемуарах иногда не очень тепло отзывается о своем соотечественнике. Он пишет: «Нансен, как известно, был очень чувствителен и обидчив. С ним следовало обращаться как с мировой знаменитостью (которой он, в общем, и являлся), иначе у него найдется тысяча уважительных причин отказаться от приглашения». (Здесь и далее цитируется по книге Ю. Лида «Сибирь – странная ностальгия», М., 2009).


Вероятно, тут есть доля белой зависти, которая проскальзывает в объяснении причин приглашения морского героя: «Когда я посетил Нансена на его вилле в Люсакере, он спустился в холл, перепрыгивая сразу через две-три ступеньки, как мальчишка, хотя ему уже исполнилось пятьдесят три года. Это было многообещающее начало. Может быть, так он выплескивал свою юношескую энергию.


Он вовсе не чувствовал себя старым для новой схватки со льдами. Чтобы Карский морской путь стал успешным, наша поездка не должна была превращаться в новое испытание для героя. <...> Если бы Нансен присоединился к нам, он оказал бы нам великую честь, нам на самом деле была нужна его слава. В действительности у нас не было никакой необходимости привлекать гения полярных исследований для безопасного проведения судна к устью Енисея. Это нам обеспечил ледовый лоцман из Тромсё. Но я знал, что нансеновские наблюдения за ледовитым океаном окажутся неизмеримо ценными для дальнейшего развития этого маршрута.


«Черт его знает! – сказал Нансен. – Неплохая вообще-то мысль!»


Он говорил в своей обычной меланхоличной манере, хотя он загорелся идеей, никак не показывая радости, хотя его разбирал восторг. Его взгляд был несколько отстраненным, будто он всегда наблюдал за льдами из своей гостиной. Но он уделял пристальное внимание каждой мелочи на картах, что я принес ему. <...> Он был крайне осторожен. Я чувствовал, он бы присоединился к нам, если бы наша экспедиция имела хоть малейшее научное обоснование, подтвержденное приглашением российского правительства. Я навещал его неоднократно и продолжал свою деятельность в Петербурге».


Лид несколько раз навещал не только Нансена, но и ездил в Россию, где ему с трудом, но всё же удалось заручиться согласием правительства России. С трудом – потому, что в правительстве не верили, что Нансен примет подобное приглашение, и боялись получить отказ.


Однако всё у Лида получилось.


Путешествие глазами Нансена


Вот как Нансен сам с большой долей кокетства описывает причины своего согласия на участие в путешествии по «стране будущего»:


«Экспедиция наша была предпринята с целью попытаться завязать постоянные торговые отношения с Центральной Сибирью морским путем через Карское море. Для этой-то цели главным образом и было, по инициативе Й. И. Лида, основано «Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли». Весь вопрос заключался в том, удастся ли нам на этот раз пройти намеченным путем или нет. В случае повторной неудачи «Обществу» пришлось бы отказаться от дальнейших попыток, а в случае удачи наша экспедиция могла бы положить начало ежегодным морским рейсам к устью Енисея.


Как и почему собственно я попал в это общество, в сущности так и осталось для меня лично загадкой: меня ведь никоим образом нельзя причислить к коммерсантам, и с Сибирью я никогда не имел никакой связи, только проехал однажды вдоль ее северного побережья. Впрочем, я всегда живо интересовался этою необъятной окраиной и не прочь был познакомиться с нею поближе. Не знаю я также за своей особой какого-либо преимущества, которое могло бы сделать мое присутствие желательным, разве вот только то, что я когда-то плавал по Карскому морю и вообще обладаю некоторым опытом по части плаванья во льдах. И вот в одни прекрасный день я получил от «Сибирского акционерного общества» приглашение совершить на пароходе «Коррект» в качестве гостя путешествие к устью Енисея. Одновременно пришло от Е. Д. Вурцеля, управляющего казенными сибирскими железными дорогами, необыкновенно любезное приглашение проехать с ним дальше вверх по Енисею и затем по железной дороге в Восточную Сибирь и Приамурье для осмотра строящейся там железной дороги. А русский министр путей сообщения присоединил к упомянутому приглашению любезное предложение считать себя во время всего путешествия гостем России. Почему же мне было не согласиться? Представлялся заманчивый случай совершить путешествие по Ледовитому океану до Енисея, затем увидеть всю Сибирь, до ее крайних восточных границ, без всяких затруднений и хлопот. Я как раз нуждался в отдыхе, лучше использовать свои вакации было трудно, и я с благодарностью изъявил свое согласие».


Экспедиция стартовала из Кристиании, поскольку именно там собрались все участники путешествия 20 июля 1913 года(по старому стилю).


Для Нансена все плавание от начала до конца стало большим событием. Особенно свидание с Ледовитым океаном. «Коррект» шел по маршруту «Фрама», и потому опыт Нансена, его знание ветров, льдов и течений очень пригодились. Все члены экипажа прекрасно понимали, кто находится на борту, и часто советовались с Нансеном.


Однажды совет Фритьофа спас всем жизнь. «Коррект» причалил к огромному айсбергу, а Нансен знал, что при таянии айсберги часто теряют равновесие и переворачиваются подводной частью вверх. Так и случилось несколькими часами позже, и все радовались, что вовремя ушли в другое место.


В другой раз Лид со спутником отправились на охоту, заблудились в тумане, и течением их стало сносить в сторону от корабля. В тумане было невозможно ориентироваться, и Лид практически потерял надежду на спасение, тем более, что прошло уже более 12 часов после отъезда с «Корректа». Но тут в тумане раздался звук рожка, в который, как позже выяснилось, дудел Нансен – и Лид со спутником смогли вернуться на корабль.


Результатом путешествия в Россию, по которой он промчался через всю Сибирь до Дальнего Востока и вернулся оттуда в Петербург, стала книга «Через Сибирь». У нас есть уникальная возможность посмотреть на те события глазами разных людей, потому что не только Нансен оставил свои мемуары, но и Лид написал книгу «Сибирь. Странная ностальгия». Обе книги вышли на русском языке – в издательствах «Игра слов» и «Весь мир».
 


 
 
 
 
 
2010 © Международный общественный фонд «Янтарный мост»
Разработка и поддержка сайта ArtInfo
Дизайн WideGraphics
Россия 119019 Москва Никитский бульвар 8А
Теl: (+7 495) 691-63-17, (+7 985) 762-48-64;
FAX: (+7 495) 415-53-83;
e-mail: jsizov@mail.ru